Исаевич: Около 28,5 тыс.  малых и средних предприятий вышли на новый уровень

4 Июня 2024
Экономика

Глава Корпорации МСП Александр Исаевич рассказал на ПМЭФ-2024 о росте в секторе МСП, развитии онлайн-торговли и интеграции новых регионов в российский бизнес.

О переходе из микробизнеса в малый бизнес

По словам Исаевича, в прошлом году особенно активно развивались малые и средние предприятия в сфере строительства, ресторанного бизнеса, доставки продуктов и оптовой торговли. Это свидетельствует о том, что бизнес не стоит на месте, а стремится к росту, несмотря на все трудности последних лет. Всего за 2023 год 28,5 тысяч малых и средних предприятий повысили свой статус.

Несмотря на то, что объем совсем не большой и по сравнению с 2022 годом составляет всего 2,6%, это все равно можно назвать стабильностью и объективным ростом.

— Сейчас ситуация нормализовалась, и можно сказать, что «жар спал». Мы зафиксировали, что более 26 тысяч микропредприятий выросли до малых, 1,5 тысячи малых предприятий достигли среднего уровня. Есть даже 900 компаний, которые совершили резкий скачок и сразу стали средними, минуя стадию малых, — сообщил Александр Исаевич.

На данный момент можно выделить несколько регионов-лидеров по числу зарегистрированных компаний. В первую тройку входят Москва, Магаданская область и Санкт-Петербург. Далее следуют Приморский край, Чукотский автономный округ, Новосибирская, Ульяновская и Воронежская области.

Однако эти показатели не всегда отражают полную картину. Например, в Чеченской Республике микробизнес наиболее активно развивается и переходит в средний, в Чукотском автономном округе — в малые предприятия, а в Чувашии чаще всего происходит переход из малого бизнеса в средний.

Общее состояние сектора МСП

Малые и средние предприятия имеют возможность быстро адаптироваться к изменениям, что помогает смягчить негативные последствия для экономики. В условиях внешнего давления, особенно в периоды кризиса, гибко реагируют на ситуацию малые предприятия. Несмотря на возникшие трудности, количество МСП растет и превышает отметку в 6,5 миллиона.

Отдельное внимание в секторе уделяется самозанятым. Как и предполагалось, с введением этого понятия бизнес начал активно выходить из тени

— Этот шаг позволил выйти из серой зоны и легализовать работу 11 млн наших граждан, которые раньше были в теневой экономике. Это все, подчеркну, несмотря на все сложные последние три года: сначала ковид, потом санкции, — отмечает Александр Исаевич.

Прослеживается рост регистрации бизнеса абсолютно в разных направлениях, очень хороший прирост показывает сфера IT.

Говоря о секторе онлайн-торговли, тут сложно не заметить, какое огромное количество различных маркетплейсов появилось в России. На сегодняшний момент в этом направлении работает около 405 тыс. МСП, таким образом количество работающих МСП выросло почти в 10 раз.

Безусловно есть проблемы и конфликтные ситуации в этой сфере, рассказывает Исаевич. Наиболее чувствительными моментами являются комиссии за услуги и штрафы, которые маркетплейсы могут взимать без достаточных оснований и не соответствующие реальным убыткам. Кроме того, отсутствует возможность обжаловать штрафы до их фактического списания, что создаёт дополнительные трудности.

Также существует проблема отсутствия стабильного и конструктивного диалога с маркетплейсами по вопросам, вызывающим затруднения. Многие малые и средние предприятия остаются без внимания и поддержки. И, наконец, существует риск одностороннего изменения условий оферты, что может поставить партнёров в невыгодное положение.

Для улучшения ситуации и разрешения конфликтов с онлайн-маркетами необходимо установить недискриминационные требования к офертам и введение экономически обоснованных размеров комиссий и штрафов, считает глава корпорации МСП. Такие изменения должны способствовать развитию рынка и обеспечивать взаимное сотрудничество:

— Тут важно не перегнуть палку: устанавливаемое регулирование не должно носить исключительно ограничительный характер. Напротив, нужно способствовать развитию рынка и всех его участников, — говорит Исаевич.

Перспективы МСП на территории Донбасса и Новороссии

Сегодня малый и средний бизнес новых регионов очень активно адаптируется к российской экономической и правовой системе, на сегодняшний день зарегистрировано уже более 107 тысяч предпринимателей.

В Донецкой Народной Республике больше всего представителей малого и среднего предпринимательства — более 49 тысяч человек. На втором месте находится Луганская Народная Республика с почти 37 тысячами предпринимателей. В Запорожской области зарегистрировано почти 14 тысяч предпринимателей, а в Херсонской — около 7 тысяч.

Наиболее популярными видами деятельности среди малого и среднего бизнеса новых регионов являются розничная торговля, операции с недвижимостью и транспортировка. На данный момент предпринимателям предоставляются меры поддержки в рамках профильного нацпроекта — кредиты под поручительство Корпорации МСП, льготный лизинг оборудования, помощь в сбыте товаров и услуг.

Александр Исаевич подчеркивает, что бизнес новых регионов активно обращается за информацией, разъяснениями правовых аспектов, юридической помощью. Для них в свою очередь организовываются встречи, консультации и оказываются все необходимые меры поддержки.

В целом, развитие малого и среднего бизнеса играет ключевую роль в экономике страны. Специальные меры поддержки, новые технологии, квалифицированные кадры и благоприятная инфраструктура — все это способствует повышению конкурентоспособности и устойчивости малых и средних предприятий, что в свою очередь благоприятно сказывается на экономике страны в целом.